Шабалина Т. В. (старший воспитатель)


   Шабалина Тамара Васильевна

 Для воспитания ребёнка требуется более  проникновенное мышление более глубокая мудрость, чем для управления государства.

(Уильям Ченнинг)


   Звание «педагог» ко многому обязывает. Настоящий педагог – это умелый воспитатель и яркая личность, интересный человек, к которому дети должны испытывать тяготение, желание быть рядом. К. Д. Ушинский сравнивал личность педагога с плодотворным лучом солнца. «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя,  – подчёркивал он, – потому  что  воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». 

   Не секрет, что в детский дом попадают дети из неблагополучных семей, где не прививались никакие ценности, не соблюдались нравственные нормы. Почти у каждого из поступающих в детский дом детей изломана судьба. Дети детского дома – это особая категория детей. Воспитатель детского дома – это особая профессия.

   Воспитание. Воспитатель. Воспитывать. Всё это очень знакомо до боли.  Каким же должен быть воспитатель детского дома? Я думаю, что воспитатель детского дома – это особая категория педагогов.  Ведь именно воспитатель посредством сердечного ума, такта, мудрости, жизненного и педагогического опыта способен восстановить равновесие в душе ребенка.

   Воспитатель должен не просто «работать с детьми», он должен жить с ними, делить радости и печали, успехи и падения, не допуская фальши в отношениях. Мы зовёмся воспитателями только формально. Дети-сироты обычно представляют своего воспитателя как творца их радости, способного придумать что-то новое, весёлое и неожиданное, и как мудреца, всё знающего и всё умеющего, и как защитника, готового оградить их от бед и несправедливости, зла и обид, и как арбитра, который всегда рассудит по совести. Дети связывают личность своего воспитателя с эталоном нравственности и требуют от него высокого профессионального мастерства.

  Словом, жестом, действием, молчанием педагог непрерывно влияет на всех воспитанников сразу и на каждого из них в отдельности. Очень точно подметил эту особенность А.С. Макаренко. «Не думайте, – говорил он, – что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение». 

   С первых дней педагогической деятельности, я всегда старалась завоевать авторитет, признание ребят, потому что только в этом случае можно говорить об успехах  своего труда, который начинается с общения с ребятами, с первой искорки дружбы и взаимного доверия. 

   Работа воспитателя в детском доме предполагает индивидуальную работу. Педагог должен хорошо знать природу каждого ребёнка, все нюансы его физиологического и психического развития в любой период его жизни, чтобы не причинять вреда своему воспитаннику. Для воспитателя, на мой взгляд, важно уметь чувствовать детей, понимать их духовный мир, он всегда должен продумывать каждый свой шаг и каждый свой поступок, чтобы не причинить детям переживаний. А это значит, что передо мной как воспитателем стоит очень сложная и тонкая задача – настроить с каждым воспитанником такие отношения, которые создадут для ребёнка мотивацию к преодолению пробелов в его познаниях и умениях.

   Моё педагогическое кредо:

«Немало можно добиться строгостью, но больше всего знанием дела, любовью, и справедливостью, невзирая на лица».


   Сегодняшнее время – время инновационных технологий, но никакая технология не заменит тепла души, которое появляется в процессе взаимопонимания. Я стараюсь отдать своим детям частичку души и тепла, которая им так необходима. И пусть моя любовь со-греет их в трудную минуту, пусть знания, данные мною, помогут обрести место в жизни, пусть человеческие качества, привитые мною, помогут выстоять и победить.

И цель одна: чтоб детям дать добро,
Частичку сердца, да уменье жить. 
Чтоб вышли в люди, не упав «на дно»,
За что смогли бы нас благодарить.


Методическая копилка

Общешкольные мероприятия:

Акция "Белый цветок"

"День Знаний"

"День Учителя"

"Мистер Осень" (для старшеклассников)

"Осенний праздник для младших школьников"

"Памяти жертв Беслана"

"23 февраля" (презентация)

"Роль школьного самоуправления в гражданском становлении личности воспитанников школы-интерната" (презентация)

Общешкольное ученическое собрание "Реклама профессий" (презентация) 

"Педагогическая поддержка в основе саморазвития и самоопределения личности" (презентация)

Занятия по программе обучения актива школьного самоуправления "Школьный мир" "Формула успеха" (презентация)

 Выпускной бал - 2016 (презентация)

Эстафета "Слава" - 2016 (презентация)